В 50-е годы прошлого века началось глобальное развитие лизинговой деятельности. Появились специализированные U.S. Leasing Corp., Boothe Leasing Corp., Chandler Leasing, GECC и другие. Развитие лизинга происходило при поддержке государства и коммерческих банков США.
Услуга быстро приобрела популярность среди корпоративных клиентов. К 1960 году объемы лизинга включали в себя 600 тыс. автомобилей, а годовая выручка лизингодателей составляла 750 млн долларов. Позже лизинг охватил и Европу: в 1962 году возникла дюссельдорфская Deutsche lising GMbH. Постепенно сформировался треугольник стран-лидеров в области этой услуги: Соединенные Штаты, Западная Европа, Япония. Этот расклад неизменен и сегодня.
В 70-80-е годы крупные автопроизводители вроде Chrysler, Ford и GM пришли на рынок лизинга, как только поняли удобство новой услуги для ведения собственных дел. К концу 60-х помимо корпоративных клиентов, компании стали обслуживать физических лиц. Им предлагали автомобили в аренду по субсидированной процентной ставке на некоторый срок и с возможностью выкупа. В конце 70-х объем выручки лизинговых фирм в одной только Америке достиг миллиарда долларов. Немалую роль в таком подъеме сыграл автолизинг: с 1977 по 1984 лизинговый автопарк на территории Штатов составлял 1,3 млн машин. В Западной Европе автопроизводители осознали эффективность лизинга как метода сбыта, так что и там услуга процветала.
К концу 60-х о популярности лизинга свидетельствовал тот факт, что помимо корпоративных клиентов, компании стали заниматься и обслуживанием физических лиц: им предлагали автомобили в аренду по субсидированной процентной ставке на некоторый срок и с возможностью выкупа.
В России до 90-х годов лизинг в основном использовали на международном уровне: приобретались дорогостоящие объекты вроде морских судов и самолетов. С началом нового десятилетия ситуация изменилась. Предприятия перешли на арендные формы хозяйствования, внутренних лизинговых сделок становилось все больше.
Вот основные этапы этого периода:
• В 1994 появилась Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг»;
• К 1997 году общий объем сделок, заключенных участниками ассоциации, составил 2,8 трлн рублей;
• Кризис 1998 года сильно ударил по лизинговым компаниям, но в посткризисный период отрасль показала значительный рост;
• После 1998 года, одного из важных моментов в истории лизинга, зарождаются многие ключевые сегодня компании-игроки рынка.
В 2000-е годы вместе с экономикой в начале тысячелетия продолжил расти и лизинг. Профильные компании повышали качество услуг, развивали базы клиентов и партнёров. Происходили изменения в законодательстве: так, в 2002 появилась гл. 25 НК РФ, частично закрепившая льготный налоговый режим для сделок лизинга.
Сегодня российский автолизинг также эволюционирует. Его доля на общем рынке составляет 35%, что дает право называть сегмент драйвером всего лизинга. Рыночное отставание от Запада постепенно сокращается. Люди все чаще предпочитают лизинг как способ приобретения авто. Бизнесмены по-прежнему хотят иметь машины сразу в своей собственности — в отличие от некоторых зарубежных стран, где первичен факт пользования, а не обладания транспортом. Тем интереснее посмотреть, как лизинг в России будет дальше двигаться по пути своей эволюции.
Читайте еще больше статей в нашем
БЛОГЕ.
Также вы можете
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ, если у вас есть потребность в приобретении техники в лизинг или необходима консультация.