В компанию могут обращаться иностранные юридические лица, их представительства и филиалы, зарегистрированные на территории РФ.
Иностранная компания может работать на российском рынке, организовывая свою деятельность как через постоянное представительство (филиал), так и не имея такового. Например, можно действовать, имея в РФ банковские счета, через агента-резидента либо путем инвестиций в российские компании.
Для ведения переговоров и осуществления иной представительской деятельности иностранная компания может открыть на территории РФ представительство. Для приобретения легального статуса иностранная компания должна аккредитовать свое представительство в уполномоченных государственных органах. Представительства иностранных компаний открываются на период, необходимый для осуществления целей, поставленных Компанией. Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ аккредитует представительства на срок от одного до трех лет.
Представительство иностранной компании выступает от имени и по поручению представляемой им фирмы или фирм, название которых указано в разрешении на открытие представительства (аккредитации), и осуществляет деятельность в соответствии с российским законодательством. При этом представительство может осуществлять функции, связанные с выполнением представительских услуг в РФ в интересах других фирм с согласия аккредитующего органа, выдавшего разрешение на открытие представительства.
Иностранное юридическое лицо может также на территории РФ открыть филиал. В настоящее время юридический статус и порядок регистрации в РФ представительств и филиалов иностранных компаний мало, чем отличается друг от друга. К примеру, если до принятия нового Федерального закона об иностранных инвестициях для регистрации филиала не требовалась аккредитация, то теперь она необходима как для вновь создаваемых филиалов, так и для уже зарегистрированных.
Филиалы, в отличие от представительств, должны указывать величину стоимостной оценки капитала, вносимого иностранным юридическим лицом в основные фонды филиала в Положение о филиале.
Срок аккредитации представительства - от одного до трех лет, филиалов - от одного до пяти. Существуют отдельные виды лицензий, получить которые могут только филиалы (например, издательская деятельность).
При рассмотрении заявки юридического лица, его представительства или филиала необходимо запрашивать следующие документы:
Выписка из торгового реестра или свидетельство о регистрации компании в стране происхождения (обязательно).
Устав, положение или иной учредительный документ юридического лица.
Положение о представительстве или филиале.
Доверенность на конкретное физическое лицо или должностное лицо представительства или филиала, которому предоставлено право подписи документов, открытия счетов и выполнения всех действий, связанных с регистрацией компании.
Справка о присвоении налогового номера в стране происхождения компании.
Документы, подтверждающие полномочия руководителя компании, руководителя представительства или филиала.
Все указанные документы должны иметь официальный (нотариальный) перевод и должны быть легализованы в установленном порядке.
Легализация документа - это совершение ряда определенных формальных процедур для придания документу юридической силы на территории другого государства. Конечной целью процедуры легализации документа, выданного на территории одного государства, является возможность его представления в официальные органы другого государства.
Легализация документа требуется практически всегда, когда его необходимо представить в официальные органы другого государства. Это означает, что документ, выданный, например, в России, имеет юридическую силу только на территории РФ, где его можно полноценно использовать, но для его представления в официальные органы другой страны потребуется легализация.
Исключением из этого правила являются некоторые типы документов, которые не подлежат легализации, а также некоторые страны, с которыми у России заключен двусторонний договор, отменяющий требование легализации.
Существует два основных вида легализации документов - проставление штампа «Апостиль» и консульская легализация. Выбор вида легализации в каждом конкретном случае зависит от страны назначения документа, т.е. страны, в официальные органы которой он будет впоследствии представлен.
Проставление штампа «Апостиль» (иногда данную процедуру также называют «упрощенная легализация» или «апостилирование») применяется для отправки документа в страны, присоединившиеся к Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года, отменяющей требование консульской легализации и вводящей процедуру упрощенной легализации. Полный список таких стран указан в Конвенции по легализации.
Упрощенной такая процедура называется именно потому, что, с одной стороны, апостилирование осуществляется достаточно быстро и только одним уполномоченным органом, а, с другой стороны, документ приобретает юридическую силу на территории всех стран, присоединившихся к Гаагской конвенции.
Если же страна, в которую вы готовите документ, не является участником Гаагской конвенции, необходима консульская легализация. Это более сложная процедура, включающая в себя удостоверение документа в органах Министерства юстиции РФ, органах МИД РФ, а затем в консульстве страны назначения в РФ. При этом документ будет иметь юридическую силу на территории только той страны, отметка консульства которой на нем стоит.
Также выбор процедуры легализации может быть основан на типе документа, так как существует ряд документов, которые не подлежат ни консульской легализации, ни апостилированию. В основном это касается коммерческих документов: договоров, инвойсов, коносаментов, различных товарораспорядительных документов и других документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, и для них существует отдельная процедура - легализация документа в Торгово-промышленной палате РФ, а затем в консульстве страны назначения.
Легализация и проставление апостиля не требуются, если международным договором предусмотрены отмена или упрощение этих процедур. Так, двусторонними договорами о взаимной правовой помощи и Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года предусмотрено, что документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы официальным учреждением и скреплены официальной печатью, не требуют на территории другой договаривающейся стороны легализации. В отношении таких документов может быть потребован только их нотариальный перевод.
Государства-участники Конвенции от 22 января 1993 года:
Азербайджанская Республика;
Республика Армения;
Республика Белоруссия;
Грузия;
Республика Казахстан;
Киргизская Республика;
Республика Молдавия;
РФ;
Туркменистан;
Республика Таджикистан;
Республика Узбекистан;
Украина.
Государства, с которыми РФ заключила договоры о правовой помощи, предусматривающие отмену легализации:
Азербайджанская Республика;
Республика Албания;
Алжирская Народная Демократическая Республика;
Республика Болгария;
Босния и Герцеговина;
Венгерская Республика;
Социалистическая Республика Вьетнам;
Королевство Испания;
Республика Кипр;
Киргизская Республика;
Корейская Народно-Демократическая Республика;
Республика Куба;
Латвийская Республика;
Литовская Республика;
Республика Македония;
Республика Молдавия;
Монголия;
Республика Польша;
Румыния;
Словацкая Республика;
Республика Словения;
Тунисская Республика;
Республика Хорватия;
Чешская Республика;
Эстонская Республика;
Союзная Республика Югославия.